Казань 2022
27 — 29 апреля 2022г. в г. Казани состоялась Научно – практическая конференция «Новые нормативно-правовые акты в здравоохранении» в рамках ППК «Организация здравоохранения и общественное здоровье» с участием представителей департаментов здравоохранения РФ и стран ЕАЭС. В работе которой приняла участие делегация ГБУ РД «Городская клиническая больница» из Махачкалы, в составе заместителя главного врача Гаджиевой Л.Х., начальник отдела кадров Магадаевой Э.М. и экономиста Аликберовой Р.С. Конференция была организована ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора совместно с организационным комитетом журнала «Руководитель».
Целью мероприятия являлась представление процессов внедрения системы менеджмента качества в медицинских организациях, как ключевого фактора развития в современных условиях, позволяющего добиться повышения качества оказания медицинской помощи.
В рамках проведенной научно-практической конференции сотрудники ГКБ посетили РКБ Республики Татарстан, в частности приемное отделение, стационар, приняли активное участие в работе отдела стандартизации и качества, что явилось бесценным опытом для сотрудников Городской клинической больницы и делегации Республики Дагестан в целом.
Одним из наиболее актуальных направлений модернизации российского здравоохранения, как отмечалось на конференции, является организация лечебно-профилактической̆ помощи в новых социально-экономических условиях при обеспечении доступности, качества и безопасности медицинской̆ помощи населению. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности — сегодня один из наиболее важных элементов системы здравоохранения. Выделяют три формы контроля качества и безопасности медицинской деятельности: государственный, ведомственный и внутренний контроль. Как важный самостоятельный элемент системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности выделяют контроль качества в системе обязательного медицинского страхования (ОМС), который реализуется через экспертизу качества медицинской помощи. Эти формы контроля качества и безопасности медицинской деятельности, за исключением внутреннего контроля, реализуются соответствующими федеральными службами или органами исполнительной власти, наделенными по большей части только контрольно-надзорными функциями и полномочиями.
На форуме особо отмечено, что в непрерывном процессе реформирования здравоохранения чрезвычайно-важное значение приобретают вопросы обеспечения безопасности и надлежащего качества медицинской̆ помощи в условиях выраженного дефицита ресурсов. Необходим комплексный̆ подход к решению вопросов качества: обеспечение доступной̆ и качественной̆ медицинской̆ помощи при наиболее эффективном использовании имеющихся ресурсов в медицинской̆ организации. Этому во всем мире уделяется особое внимание.
Особое внимание обращалось на современные подходы к организации и технологии обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности в условиях медицинского страхования, что в совокупности с другими мерами государственного регулирования экономики и вмешательства государства в рыночный механизм позволяет обеспечить высокий уровень качества предоставляемой населению медицинской помощи и, в конечном итоге, повысить качество жизни населения в целом.
Вопросы обеспечения качества и эффективности использования ресурсов здравоохранения относятся к наиболее актуальным, непосредственно связанными с конечными результатами деятельности системы и затратами её всегда ограниченных ресурсов.
В современных условиях достижение тождественного уровня качества медицинской помощи является одной из приоритетных задач по обеспечению эффективного функционирования системы здравоохранения в любом государстве.
Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности содержит ряд элементов, направленных на построение в медицинских организациях системы менеджмента качества, которая, в свою очередь, должна обеспечивать исполнение требований государственного и ведомственного контроля, а также экспертизы качества медицинской помощи. Внутренний контроль не предполагает наложения на медицинскую организацию санкций, а, следовательно, в первую очередь является важным превентивным механизмом, направленным на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности.
В соответствии с Требованиями внутренний контроль направлен на решение целого ряда важных задач. Во-первых, это создание системы предупреждения и предотвращения рисков, создающих угрозу жизни и здоровью граждан, а также обеспечение соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья. Во-вторых, это обеспечение и непосредственная оценка применения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи. В-третьих, это обеспечение и оценка соблюдения порядка проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, медицинских осмотров и освидетельствований, а также обеспечение и оценка соответствия оказываемой медицинской помощи критериям оценки ее качества. Однако требования к организации внутреннего контроля не содержат систематизированного перечня последовательных организационных мероприятий и действий, необходимых для внедрения системы менеджмента качества в медицинской организации.
В то же время накоплен значительный международный опыт по внедрению систем менеджмента качества в медицинских организациях, который основывается на международных стандартах качества, таких как стандарт Joint Commission International (JCI) или ISO 9001-2015. В рамках функционирования системы менеджмента качества осуществляется регламентация процесса оказания медицинской помощи, в том числе обеспечение преемственности ее оказания на всех этапах, выстраивание эффективной маршрутизации пациентов, включая организацию консультаций, дополнительных методов обследования в иных медицинских организациях, реализация мероприятий по организации безопасного применения лекарственных препаратов и медицинских изделий, по обеспечению эпидемиологической безопасности и многое другое.
Принятие участие в форуме такого уровня обогатило участников конференции новым взглядом на профессию и на себя в профессии.